Главная > Новости > Неудачный опыт компании Тойота в Формуле 1
Неудачный опыт компании Тойота в Формуле 1

Неудачный опыт компании Тойота в Формуле 1

Формула 1 была и остается одним из крупнейших и значимых мировых соревнований по автогонкам. Зрители любят Формулу 1 за зрелищность, а автомобильные компании – за возможность существенно увеличить узнаваемость своего бренда и улучшить собственный имидж. Практически все крупнейшие мировые производители автомобилей имеют свои заводские команды и регулярно принимают участие в Гран-При Ф1. К сожалению, успех бренда на потребительском рынке вовсе не гарантирует аналогичного успеха в автогонках, что убедительно доказывает нам опыт команды Тойота.

В истории Формулы 1 (Ф1) есть несколько команд, выступающих под известнейшими мировыми брендами, но так и не сумевших добиться победы. Среди них команды «Ламборджини», «Пежо» и «Тойота». В запасе Тойоты 140 стартов (Гран При) и ни одной победы, более того, ни в командном зачете, ни в соревновании пилотов представители бренда не смогли завоевать даже бронзы. Лучший результат в Кубке конструкторов – 4 место (2005 год), в Чемпионате мира – 6 место (2005 год, Ральф Шумахер).

История команды «Тойота» в Формуле 1

Планы создать собственную гоночную команду и принять участие в Ф1 посетили руководство концерна Тойота еще в 1999 году, однако дебют состоялся лишь тремя годами позже – в 2002 году. Команда Panasonic Toyota Racing с самого первого дня своего существования ставила перед собой довольно амбициозные задачи, к счастью, бренд Тойота готов был выделять для этого соответствующее финансирование. Для нужд Ф1 был нанят огромный штат новых сотрудников, в том числе, Тойота смогла переманить инженеров из других команд, что сразу же вызвало немалый резонанс среди действующих участников гонки.

Плановый дебют новой амбициозной команды должен был состояться в 2001 году, однако Тойота вынуждена была перенести его из-за возникших проблем с техническим оснащение болидов (в этот период в Ф1 произошла смена технического регламента и разработки Тойоты больше не попадали в категорию разрешенных). Заплатив штраф, команда дебютировала на следующий год. Бюджет команды на тот момент составлял порядка 700 миллионов долларов, еще 300 было потрачено на разработку болида и другие нужды. Такие затраты в тот период могли себе позволить далеко не все команды.

Дебют Тойоты в Ф1 в 2002 году был относительно неплохим: пилот Мика Сало смог финишировать шестым, что позволило команде заработать свое первое очко. Несмотря на то, что пилот не стал победителем, Тойота сразу же вошла в историю как команда, которая впервые с 1993 года смогла завоевать очко в своей дебютной гонке. Это был хороший старт, но руководство команды осталось недовольно, обвинив во всех пилотов. Была нанята новая команда.

В 2003 и 2004 годах позиции Тойоты улучшались. Сезон 2004 ознаменовался приходом в команду Ральфа Шумахера и Ярно Трулли, ставших наиболее результативными пилотами за всю историю Тойоты в Ф1. Кроме того, в 2003 году команда смогла переманить главного конструктора Рено — Майка Гаскойна, который возглавил конструкторский отдел и стал создателем довольно успешного шасси.

Сезон 2005 благодаря Ральфу Шумахеру, Ярно Трулли и Госкойну стал самым успешным в истории команды Тойота. Команда показала свой максимальный результат – 4 место в Кубке конструкторов. К несчастью, улучшить эти показатели спустя год не удалось, команда не смогла даже повторить результат. Руководство концерна обвинило во всем Госкойна, и он был уволен.

В сезоне 2007 команда в общем зачете заняла то же место, что и в сезоне 2006 (6 место), однако неудачи на этот раз настигли пилота Ральфа Шумахера, который так и не смог подняться на пьедестал. Руководство концерна снова провело ротацию кадров, Шумахер был уволен, а его место занял Тимо Глок.

Сезоны 2008 и 2009 улучшили результаты команды, но Тойота снова не смогла побить собственный рекорд 2005 года и завоевать Гран При. Оба сезона в общем зачете Тойота поднималась на 5 место.

В 2009 году команда Тойота объявила о своем уходе из Формулы 1. По словам представителей концерна Тойота, в текущих экономических условиях бренд больше не видел возможности тратить существенную часть прибыли на участие заводской команды в соревнованиях Формулы 1. По оценкам экспертов, за все время существования команды, в нее было вложено более 4 миллиардов долларов, что крайне много с учетом того, что команда не показывала значимые результаты.

Причины неудач Тойота в Формуле 1

Эксперты выделяют несколько основных причин не слишком удачного опыта команды Тойота в гонках Формулы 1:

  • Отсутствие практического опыта участия в подобных соревнованиях и теоретических знаний у руководителей концерна;
  • Регулярные кадровые перестановки;
  • Неспособность руководителей спортивного подразделения Тойота построить грамотный диалог с администрацией концерна;
  • Проблемы технического характера при разработке болидов.

Несмотря на огромную поддержку, в том числе, финансовую, со стороны основного концерна, команда Тойота так и не смогла завоевать Гран При в Формуле 1 и вынуждена была покинуть соревнование. Несмотря на это, до сих не стихают разговоры о том, что команда намерена вернуться в Ф1 в грядущих сезонах. Состоится ли ее возвращением и будет ли оно удачным – покажет время.